История русской вышивки

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к  IX – XII вв. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV – XVII вв. вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр.
Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII в. оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, головные уборы и передники. Изделия выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколение в поколение. Отбиралось все самое лучшее, создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние западной моды. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали кружева. В процессе работы они отшлифовывали свое мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимали опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками цветного ситца.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы, орнаменты, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева, барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счету нитей ткани, их называли счетными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды. Вышивку также располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Владимирской областей.

Самые распространенные приемы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми нитками по красному фону. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы-павы, барса или дерева вышивались синей, желтой и темно-красной шерстью.

Большое распространение по всему русскому Северу имела белая строчка, а в Верхнем Поволжье – строчка с цветным контуром.  Цветные строчевые вышивки выполняли шелками нежных тонов, а также шерстяным гарусом.

Вышивка тамбуром была распространена в Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области. Здесь чаще всего изображались птицы-павы, женские фигуры и фигуры всадников.

Белая и цветная гладь характерны главным образом для Владимирской, золотое шитье – для Калининской, гипюры – для Горьковской и ивановской областей.

В узорах северной вышивки изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом вышивки.

Для вышивок среднерусской полосы – Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской и других областей – характерны многоцветность и геометрический характер узоров.

Одна из наиболее интересных и распространенных вышивок среднерусской полосы – цветная перевить. Вышивки цветной перевитью Смоленской, Тульской, Калужской областей отличаются декоративностью и красочностью. Кроме цветной перевити, встречаются швы: набор, роспись, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки.

Большим разнообразием технических приемов отличаются вышивки Рязанской области. Оформляя изделие, вышивальщицы применяли несколько видов швов, а также полосы кумача, ленты, позумент, кружева с красной и синей нитками.

В начало сайта.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Напёрсток ·  Политика конфеденциальности